но сначала — землянин!

В двух измерениях

Записки с земли обетованной

Предисловие к электронному изданию

Под диктовку души написана размещённая на этом сайте книга «В двух измерениях» (Записки с земли обетованной). Поначалу это были отдельные публикации, напечатанные в разное время в русскоязычных газетах Израиля, Украины, Америки.

Век газетного номера, известно, короток. Подышит он денёк-другой и… поминай, как звали. Единичным экземплярам продлевается жизнь в пыльных архивах библиотек и редакций. Но кто туда заглядывает?! Чтоб не пропал тот скорбный труд, решено было объединить записки с земли обетованной в сборник и издать книгу.

Сборник вышел в свет в Украине, в городе Львове. Любопытно, что при выдаче тиража не досчитались с десяток экземпляров. Их просто прикарманили печатники. Как говорят в Украине, «поцупили». Сей факт не столько огорчил, сколько порадовал, даже польстил автору. Что ж, пусть читают себе на здоровье, коль им интересно, как там, на той Израильщине живётся их землякам.

И вот появился электронный вариант книги. В него вошли новые главы. Их не было в типографском издании. Это: «Психотерапия», «Под вой сирены», «Больше чем друг», «Родственники за границей». Готовится второе издание сборника — расширенное и дополненное. Электронный вариант даёт возможность сразу же, как говорится, без бумажной волокиты, обнародовать эти дополнения. Кроме того, он расширяет круг читателей, позволяет войти в контакт с ними. И это замечательно. Ведь автору так хочется быть услышанным.


За жизни дар неоценимый,
За стойкость духа в трудный час,
За вас, за вас, за всех за вас
Молюсь, друзья, в святом Иерусалиме.

Быть услышанным

Так уж на роду написано. Чему быть, того не миновать. Человек предполагает, а Бог располагает.

Клара АгафоноваВ повседневности мы привычно употребляем эти поговорки о предначертанности судьбы, веря — не веря в правдивость их смысла. Мое поколение в советское время учили иному: человек — хозяин своей судьбы, человек — кузнец своего счастья, наше будущее — в наших руках. Короче, «никто не даст нам избавления: ни Бог, ни царь и ни герой». А разные суждения о злом роке и счастливой звезде считались предрассудками, суеверием. Но когда на голову человека сваливались незнамо откуда тяжкие беды, даже типичный гомо-советикус начинал сомневаться: такой ли он, на самом деле, хозяин, такой ли уж кузнец.

Что зависит от нас самих, а над чем мы не властны? Способен ли человек рулить лодкой, плывущей по житейскому морю, или ведет ее некий кормчий? Вечные вопросы. Ответ на них не лежит на поверхности. Но раньше или позже они стучат к нам в душу. Постучались они и ко мне. Этот стук послышался отчетливей и настойчивей, когда я оказалась в Иерусалиме — городе с особым воздухом, особой энергетикой. Тогда я поняла: что именно ее величество Судьба привела меня на эту землю, в эту маленькую страну, такую древнюю и такую молодую. О ней много говорят в мире и зачастую недоброжелательно. В свое время я тоже была во власти расхожих негативных стереотипов. Увы, они бытуют и поныне.

Раньше я никогда даже не помышляла связывать свою судьбу с этой страной. Тем не менее, моя лодка вырулила именно к этому берегу. К тайне неожиданных поворотов на наших путях-дорогах я пытаюсь прикоснуться в данных заметках.

«Ничто в этом мире не случайно» — так поначалу я хотела назвать свой сборник. Но потом передумала. Хоть изречение это на слуху, но в заголовке оно обязывает к неким философским сентенциям, на что я вовсе не претендую. К тому же, темы моих заметок довольно разные. Здесь и рассказы о том, как вписываются в новую реальность мои бывшие соотечественники — выходцы из Украины, России. Здесь раздумье о жизни под дамокловым мечом терактов, когда не знаешь, где и в какой момент взорвется городской автобус или многолюдный магазин. Здесь и восхищение тем, как щедро плодоносит, казалось бы, безжизненная пустыня, где за долгое лето не выпадает ни капельки дождя. Затрагиваются также некоторые аспекты израильской медицины, у которой в мире довольно хорошая репутация. В частности, рассказывается о центре трансплантации органов при тель-авивской больнице «Ихилов», где совершаются настоящие чудеса. Все эти разные темы пронизаны одним личным ощущением, которое и определило название этой книги.

Последние десять лет мне чудится, будто пребываю я в двух измерениях, в двух пространствах: на той земле, где родилась и прожила полвека, и там, где оказалась по воле судьбы — на земле, куда библейский Моисей привел свой народ.

Воображение порой воскрешает библейские времена, которые оставили много знаков на этой земле. Иногда я с головой ныряю в мелочи прозаичных будней. Подчас ностальгия уводит меня в недавнее прошлое. Но вот беру телефонную трубку, звоню во Львов, и вырастает волшебный мост от нынешнего родного дома к прежнему родному дому. А ночью во сне все причудливо перемешивается в сознании — и годы, и пространства, и события, и лица. Фантасмагория, да и только! Все нормально… Ей-ей, все нормально. Не поспешайте с диагнозом. Говорят, такую психологическую окрошку из времени и пространства хлебают многие эмигранты, даже если они считаются, как я, репатриантами.

Пребывая в этих разных измерениях, я ловлю себя на желании поделиться с другими своими ощущениями, наблюдениями, тем, что удивляет, смешит или наводит грусть. Бывает, идешь по улице и мысленно рассказываешь что-нибудь невидимому собеседнику. Потом дома торопишься перенести все это на бумагу. Такой уж, извините, творческий процесс. За долгую службу в прессе мне, как и многим журналистам, доводилось зачастую писать по заданию, второпях – срочно в номер. Сейчас никто в шею не гонит. Установку и задание дает нечто, исходящее изнутри.

Сборник «В двух измерениях» написан в Израиле. Издать его я решила во Львове. Очень хотелось быть услышанной в родном городе. И не только услышанной. Много значит понимание. Надеюсь на него. Думаю, понимание способно разрушить предубежденность, сломать укоренившиеся стереотипы по отношению к моему народу – древнему и вечному.

И со святой земли библейской, Моисея и Исуса края Я говорю друзьям в Украйне: «Вiтаю вас! Шалом алейхем!»

Искренне ваша Клара Агафонова

Читать книгу —>

Я снял с себя российские вериги, в еврейской я теперь сижу парилке, но даже возвратясь к народу Книги, по-прежнему люблю народ Бутылки.

Игорь Губерман